(no subject)
Feb. 9th, 2025 03:38 pmНашел вдруг в черновиках еще самого начала двадцатых (наших, неправильных). Вроде не помню, чтобы постом ставил или в комментарий какой копировал. Хотя что-то подобное, конечно, говорилось неоднократно. Так что поставлю сейчас одним кусочком, чисто для опоры памяти.
*****
Читаю рассуждения думающей публики об оппозиции и удивляюсь до глубины души. Что, что, что может быть там неясно, где там вообще предмет для дискуссии? Оппозиция есть элемент организации общества, часть, выражаясь марксистским языком, "надстройки". Это означает, что прежде всего надо найти тот базис, на котором оппозиция может строиться. Опуская несколько самоочевидных шагов, приходим к тому, что необходимым условием появления политической оппозиции является разделение политической и экономической власти, их независимость друг от друга.
Конкретно это означает, что оппозиция возможна тогда и только тогда, когда смена одной политической группы другой политической группой не приводит по необходимости к разорению первой.
Конкретно это означает, что оппозиция в России не формируется не потому, что власти стригут все высовывающееся под уровень плинтуса, и не потому, что ведущие оппозиционеры грызутся аки дикие собаки, и не потому, что они куплены-перекуплены Западом, а потому, что единственно возможный сценарий в сегодняшней России это смена режима, а не приход оппозиции к власти. А смена режима это ведь и есть смена владельцев.
И тут кажется мне необходимым сказать, что на столь лелеемую всеми разницу между страной и государством следовало бы взглянуть не с точки зрения гулага, застоя, Петра Первого, большевиков, РПЦ, орды и Ярилы, а вот именно с точки зрения того, как здесь ведутся дела вообще. И вот тут, боюсь, многих ждут большие сюрпризы. Потому что в конце концов окажется, что страну Россию и государство Российское связывает одна очень простая и очень прочная вещь - представление о власти, как о кормлении. И укоренено оно, увы, именно в стране, а не в государстве.
Потому что здесь есть только одна единственная возможность нормально управлять людьми. Это быть самым богатым среди всех, кем ты управляешь.