old_radist: (Default)
[personal profile] old_radist


Надо, наверное, вернуться к моим стародавним рассуждениям о фашизме.

В свое время я давал такое определение: фашизм - это общество, уже способное ставить перед собой сложные вопросы, но еще не готовое воспринимать сложные ответы.

Сегодняшнее дополнение: разница между фашизмом начала 20-го века и начала 21-го в том, что тот был фашизмом среднего образования, а этот - высшего.

Date: 2022-11-23 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Образование (https://www.livejournal.com/category/obrazovanie?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2022-11-23 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] pyshch.livejournal.com
Этак вы в фашисты записали добрую половину человечества. Причем бОльшую половину. Впрочем, гуманизм должен быть деятельным.

Date: 2022-11-23 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] old-radist.livejournal.com
Есть фашизм, ну допустим, скажем чтобы долго не думать, "методический", "потенциальный", спорами которого действительно заражена добрая половина человечества. И есть фашизм политический, преодолевший иммунитет той части этой самой половины, в которой не все с этим иммунитетом в порядке. Ну да бывает...

Date: 2022-11-25 01:15 am (UTC)
From: [identity profile] aosypov.livejournal.com

не добрую, а злую.

Date: 2022-11-23 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] nihao-62.livejournal.com
общество, уже способное

Древняя Греция тому примером? Вопросов назадавали — на века вперёд.

Ответов не было, и её слопал древний Рим. Не заботящийся о вопросах.

Date: 2022-11-23 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] old-radist.livejournal.com
// Древняя Греция тому примером?

Мне лично представляется совершенно очевидным, что нет.

Ибо придерживаюсь того вроде бы достаточно распространенного мнения, что фашизм - порождение буржуазного общества и его "область определения" начинается только с Нового Времени.

Date: 2022-11-23 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] pyshch.livejournal.com
Тогда это называется мещанство.

Date: 2022-11-23 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] old-radist.livejournal.com
воинствующее :)

Date: 2022-11-23 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] nihao-62.livejournal.com
Вопросов, что поставила древнегреческая философия, хватило до Нового времени.

См. Аристотель.

(Это я потому такой умный, что только что прочёл "Историю западной философии" Рассела.

Date: 2022-11-23 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] old-radist.livejournal.com
Да ладно! Он же артист!

Date: 2022-11-26 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] az-greshny.livejournal.com

Въ Др. Греціи фашистской была только Спарта, а вотъ ужъ Римъ — тот фашистъ. Новодворская не дастъ соврать.

Date: 2022-11-26 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] nihao-62.livejournal.com
Несомненно. Я ж о той Греции, где вопросы задавали. В Спарте это было, конечно, не принято :)

Date: 2022-11-23 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] urease.livejournal.com
Фашизм - одно из тех слов, что потеряли всякий смысл

Date: 2022-11-23 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] old-radist.livejournal.com
Ну и что с того? Идем против системы!

Date: 2022-11-23 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] termometr.livejournal.com
Фашизм - одно из тех слов, что потеряли всякий смысл
***
Подумалось, что сами слова не могут потерять смысл, но люди — могут потярять смысл слов.

Фашизм — это достаточно простая идея "(наша) субпопуляция превыше всего"

, из которой вытекает много вторичных гадостей.

Date: 2022-11-23 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] old-radist.livejournal.com
Нет, отчего же. "Субпопуляция" и "превыше" это, пожалуй, нацизм.

Date: 2022-11-23 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] termometr.livejournal.com
ИМХО - нацизм - производная от фашизма, в которой главный принцип не отрицается, но дополняется принципом "не наша субпопуляция - враги, требующие порабощения и/или уничтожения"

Date: 2022-11-23 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] old-radist.livejournal.com
Тогда наверно я дам еще одно определение, другое, уже с фокусом на социальное, а не на общефилософское, куда нацизм будет труднее пристегнуть. :)

Фашизм - это перенесение на общественный (государственный) уровень отношений, свойственных семье.

Date: 2022-11-23 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] termometr.livejournal.com
семьи - они такие разные бывают...

Фашизм

Date: 2022-11-23 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] termometr сослался на вашу запись в своей записи «Фашизм (https://21-march-2008.livejournal.com/170863.html)» в контексте: [...] субпопуляция превыше всего" https://old-radist.livejournal.com/1718415.html?thread=8331919#t8331919 [...]

Date: 2022-11-23 02:46 pm (UTC)

Date: 2022-11-23 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] wieder-falsch.livejournal.com
Кста-аати. А ведь марксисты тоже, прямо так же точно как фашисты, замахивались на проблемы необычайной сложности. И примерно так же не утруждались выслушивать робкие возражения, что не всё так просто и часто нет простых ответов на трудные вопросы и тэ пэ. Марксисты умели найти простые ответы на любые вопросы.
Надо отдать им должное: марксисты-практики не так уж охотно брались руками за простое решение сложных вопросов. Предпочитали голову в песок и больше словами, словечками, универсальными домашними заготовками. Уходить от решения насущных проблем в особенности ловко получалось у поздних (развитой социализм) марксистов.
И этим они выгодно отличались от фашистов, которые не только знали простые ответы, но и на практике решали всё весьма просто и скоро. Да, с т.н. развитым социализмом ужиться можно было запросто. В отличие от.
Что и подметил в своё время один нобелевский лауреат: "... Говоришь, что все наместники — ворюги? / Но ворюга мне милей, чем кровопийца...

Date: 2022-11-24 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] leonid-vlad.livejournal.com
Фашизм- это реакция Европейского буржуазного общества на Большевизм.
Нет Большевизма- нет и и Фашизма.

Date: 2022-11-24 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] old-radist.livejournal.com
Не соглашусь.

Фашизм, как и большевизм, есть одна из форм социализма. Но эти две формы не обладают по отношению друг к другу свойством кау... казу... ну в общем вы меня поняли.

Date: 2022-11-24 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] leonid-vlad.livejournal.com
Нет, не понял. Я продолжаю быть согласным с Академиком Павловым- не было большевизма- не было и фашизма.

Date: 2022-11-24 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] termometr.livejournal.com
чем не обладают-то?

Date: 2022-11-24 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] old-radist.livejournal.com
Причинно-следственной связью :)

Date: 2022-11-24 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] termometr.livejournal.com
связистам виднее... :)

Надо просто посмотреть на принцип выяснения "свой/чужой" в этих двух системах, они разные и это принципиальное различие. Остальное сходство/различие может иметь случайный характер, а вот вышеупомянутое - нет.

Date: 2022-11-24 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] old-radist.livejournal.com
А свой/чужой тут при чем?

Date: 2022-11-24 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] termometr.livejournal.com
кто принадлежит к "избранной" субпопуляции? Пролетарий всех стран или истинный ариец?

Date: 2022-11-24 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] old-radist.livejournal.com
А, понятно. Тогда никто. :) Я же ведь не согласился с вашим определением про субпопуляции, помните?

Date: 2022-11-24 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] zhuravelle.livejournal.com
Кау... казу... эти формы не обладают. Но кое-что общее у них все-таки есть. Или с упомянутым тут Расселом вы тоже не согласны?

Начиная с Руссо и Канта существовали две школы либерализма, которые можно определить как твердолобых и мягкосердечных. Твердолобое направление через Бентама, Рикардо и Маркса логично подвело к Сталину; мягкосердечное через другие логические стадии перешло через Фихте, Байрона, Карлейля и Ницше к Гитлеру. Конечно, это изложение слишком схематично, чтобы быть совершенно истинным, но оно может служить в качестве путеводителя.

Date: 2022-11-25 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] smol1.livejournal.com

Действительно, фашизм и нацизм появились как бы в качестве противовеса коммунизму. Идеология фашизма (национально-расовая) совсем не похожа на коммунистическую. Но я полагаю, что социально-экономическая природа коммунизма и фашизма одна и та же. Это - государственный капитализм. Этим и объясняются многочисленные сходные черты этих явлений. Не случайно и то, что оба возникают в странах, где демократия еще не устоялась, а находится в начальной фазе. Их возникновение связано с преимуществами крупных монополистических компаний на рынке. Доведение этих преимуществ до естественного предела это и есть госкапитализм, фактически убивающий рынок и конкуренцию. Для недопущения подобного развития во всех рыночных экономиках действует т.н. антитрестовское законодательство.

Profile

old_radist: (Default)
old_radist

January 2026

S M T W T F S
     123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 3rd, 2026 01:34 am
Powered by Dreamwidth Studios